Наши УСЛУГИ:
Скидки на багет!
Мы предоставляем 20% скидку на весь багет в момент заказа при предъявлении купона!
Как проехать в нашу мастерскую.
График работы мастерской
с понедельника по пятницу
с 11 до 19 часов
суббота с 11 до 16
воскресенье выходной
Тонкости и секреты обрамления
В последней, незаконченной и, по мнению многих критиков, лучшей книге Ремарка «Земля обетованная» фигурировал нью-йоркский торговец картинами Реджинальд Блэк. Он так наставлял своего помощника: «Это закон номер два: никогда не показывать клиенту картины без рам! Даже директору музея. Разве что другому торговцу живописью. Рамы для картин – все равно, что платья для женщин. Даже Ван Гог мечтал о роскошных рамах».
Вставленные в раму, картины, фотографии или другие произведения искусства приобретают новый статус. Они перестают быть случайными гостями в пространстве и становятся уважаемыми, заслуженными, выделенными его элементами. Рамой подчеркивается и статус самого человека. Например, на Западе считается хорошим тоном, когда на столе у менеджеров высшего звена стоят фотографии членов семьи. Это понятно: верность семейным ценностям предполагает верность ценностям корпоративным. Фотографии вполне могут быть любительскими, при этом на высокое положение их обладателя указывает ценность рамок.
В рамку принято оформлять сертификаты, дипломы, лицензии, доверенности, ресторанные меню. Всевозможные поделки - вышивки или аппликации. Детские рисунки. Афиши, программки с собственными именами или автографами звёзд. Предметы: оружие, монеты, медали, ракушки. Карты, старинные документы, старые банкноты и облигации. Наконец, фотографии и картины.
В одной из багетных мастерских мне сказали: «Оформите в раму кусок газеты - и он вызовет интерес у ваших гостей». Не могу с этим поспорить. Конечно, вызовет. По меньшей мере, гости скажут себе: «Интересно, зачем это газета в рамку вставлена?»
Три функции обрамления паспарту
В принципе, рама по отношению к фотографии или картине несёт три функции. Первая функция - утилитарная. Это защита. Стекло спереди и картон сзади защищают фотографию от пыли, влаги, насекомых, ультрафиолетовых лучей.
Даже без стекла рама помогает фотографии сохранить форму. Например, картон, на который раньше наклеивались фотографии, очень подвижен. Фотографии большого формата, наклеенные на картон, подвержены малейшему сквозняку или изменению влажности, моментально реагируя на средовое воздействие деформацией.
Вторая функция рамки - выделить фотографию из окружения. В порядке эксперимента можно положить по краям фотографии или репродукции полоски белой или цветной бумаги. Изображение явственно выступит вперёд, взгляд перестанет цепляться за лишние элементы и сконцентрируется на изображении. Фон, который порой бывает перенасыщенным, перестанет мешать восприятию.
Поэтому часто имеет смысл попросить в мастерской, чтобы фотографии напечатали «в рамке». Но это нужно не во всех случаях. Например, на стендах, куда прикалывают фотографии «из жизни» той или иной организации, такие белые поля вокруг фото часто неуместны. Фотографии на таком стенде образуют коллаж. Поля, как и рама, отстраняют картину от её окружения, и, соответственно, нарушают единство изображения.
Рама или паспарту (цветной картон) визуально увеличивают фотографию. Оформленная в широкое паспарту, маленькая фотография может удачно разместиться на большой стене.
Здесь мы перешли к третьей функции обрамления, которая отчасти противоположна второй. Рама должна вписать фотографию или картину в интерьер. Описанный выше способ увеличенной рамы позволит маленькой картине не потеряться в окружающем пространстве. Можно подбирать раму и так, чтобы она совпадала по цвету с цветом мебели, а рисунком или завитками оттеняла лепной узор на потолке.
Выбор рамы от простого к сложному
Различают всего четыре типа рамочного багета. Во-первых, плоский багет. Во-вторых, багет классический: у рамы высокая наружная кромка, ниспадающая к картине. Картина в этом случае заглублена, и взгляд собирается на ней. В-третьих, известный с ХVI века обратный багет - высшая точка багета приходится на кромку, и картина как бы выталкивается на зрителя. Наконец, кассетный багет - с высокими внешней и внутренней кромками и плоской заниженной центральной частью.
Зайдите в любую багетную мастерскую, и у вас запестрит в глазах от огромного выбора. На стенах демонстрационного зала представлена разноцветная палитра багета любой ширины, формы, материала, иногда с резьбой и декоративными вставками. Кроме того, рамы используются в сочетании с паспарту и внутренними накладками-слипами. Можно ввести двойное паспарту из картона разных цветов, паспарту под лён, шёлк или бархат, паспарту с фигурными отверстиями, повторяющими линии на картине, паспарту с декоративными линиями или рисунками.
Вариантов обрамления бесчисленное множество.
Требования клиента высоки и с трудом поддаются формализации.
Обрамление должно одновременно подходить к картине, интерьеру и нравиться хозяину. По-разному подбирается рама, в зависимости от того, будет картина висеть дома, в офисе, предназначена она в подарок или на выставку. Наконец, приходится учитывать модные в этом сезоне материалы и цвета, а также то, что заказчик увидел где-нибудь у знакомых.
Обрамление - деликатный и значимый момент в судьбе картины и фотографии. Произведение искусства очень чувствительно к любому воздействию на него. Рама может сделать картину роскошной или вульгарной, стильной или нелепой.
В «Земле обетованной» Ремарка, цитировавшейся выше, есть такие слова: «Не бывает слишком пышной рамы, особенно для картины, которая, скажем так, скорее эскиз (речь шла об этюде с танцовщицами из мастерской Дега)...Дорогая рама преобразила картину. Правда, теперь она выглядела несколько хвастливо, но это и было то, что нужно. Её перспективы не убегали больше в бесконечность - крепко схваченные прямоугольником рамы, они обрели опору и смысл. Всё, что прежде, казалось, безалаберно и разрозненно болталось в пространстве, разом оформилось в единое целое. Прежде случайное стало непреложным, даже непрописанные места смотрелись так, будто они оставлены с умыслом».Правила оформления и модные тенденции
Существуют ли законы, которые позволили бы гарантированно оформить произведение по высоким художественным стандартам? К сожалению, абсолютно универсальных законов нет. «Нужно просто прикладывать паспарту и багет к работе» - так говорят дизайнеры.&lТ;.р&gТ; Интересные выводы можно сделать, походив по выставкам и ярмаркам и посмотрев, у кого как оформлены работы. Для оформления картин старых мастеров, импрессионистов и работ в стиле модерн наиболее активно использовался классический деревянный багет итальянского и испанского производства под золото с мелким орнаментом и чёрными вставками. Как правило, это был либо составной, либо очень широкий багет, общая ширина которого достигала 40 см. Часто использовались нетрадиционные для таких работ варианты оформления с применением многослойных паспарту, особенно бархатных и холщовых. Впрочем, в этих выводах, отразились модные тенденции или попросту предпочтения кураторов выставки.
И всё же, можно перечислить некоторые приёмы оформления работ. Дизайнеры их знают, и это знание позволяет им работать быстро и эффективно. Но тем же дизайнерам прекрасно известно, что наиболее интересные произведения искусства всегда создавались на грани нарушения законов. Например, картина в роскошной раме рококо в интерьере из стекла и металла будет выглядеть музейным экспонатом. Но, кто знает, может быть, именно этого эффекта и хотел добиться владелец. Цвета паспарту, как правило, повторяют цвета картины. Но также они могут сочетаться и с доминирующими цветами окружения.
Принято, чтобы паспарту закрывало неровные края картины. Но иногда именно такие обтрепанные края подчеркивают форму, фактуру материала или подлинность. Рисунок на папирусе очень интересно смотрится в прозрачном стекле, даже без картонной подложки.
Вышивки обычно оформляются паспарту с тонкой багетной обкладкой. Однако здесь причина скорее финансовая. Чаще всего заказчиками таких оформлений бывают небогатые рукодельницы-пенсионерки.
Многое зависит от финансовых возможностей. Ведь оформление 15-сантиметровым багетом с лепниной и позолотой может обойтись в 3500-7000 рублей и более. Или даже дороже, если использовать для паспарту консервационный музейный картон, полностью очищенный от кислотных соединений, а сверху картину закрыть музейным стеклом. Музейное стекло, в частности, в 35 раз дороже обычного, поскольку оно обладает особыми свойствами - не отражает свет и предохраняет картину от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей.
Рамки PRET-A-PORTE
До сих пор речь шла о ситуации, когда заказчик приходит в багетную мастерскую и с помощью дизайнера «конструирует» картине и фотографии достойную «оправу».
На самом деле, в мастерскую идти не обязательно. Можно сэкономить силы и средства и купить готовую рамку.
Чаще всего в московских магазинах продаются изделия компании HoffMann - рамки серии Decora, имитирующие металл, и блоки из плексигласового стекла без рамы серии Superclip. У плексигласовых блоков есть определённые преимущества: они легче стеклянных, не бьются и не дают бликов, поэтому их можно вешать даже напротив окна. Но есть и минусы: он легко царапается и притягивает пыль, поэтому нежелательно закрывать им рисунки гуашью или пастелью.
Для тех, кто предпочитает дерево, в магазинах есть рамки компании Panther, Рязанского рамочного завода (примерно в 3-5 раз дешевле), и других компаний.
Но если присмотреться, выбор не так уж велик. Все готовые рамки - это тонкие плоские обкладки, лучше всего подходящие для фотографий. Они выпускаются лишь нескольких цветов - золотого, серебряного, белого, чёрного и красного - и стандартных размеров, которые должны соответствовать классическим размерам отпечатков: 20 на 30 см, 30 на 40 см, 30 на 45 и так далее. Однако даже это соответствие далеко не идеально, поскольку используемая в минилабах фотобумага по каждой стороне всегда на 3-5 мм больше. Чтобы вставить фотографии в рамку, их приходиться обрезать. Или брать раму большего размера и паспарту.
Вообще, паспарту - это наиболее распространённый способ оформления фотографий, особенно для выставки. Рамка со стеклом - вещь тяжёлая. А паспарту и нести легче, и на стене можно закрепить на обыкновенный двусторонний скотч.
Есть и более современные технологии. Например, для выставки «Моя Африка» Паскаля Мэтра все фотографии были «накатаны» на пенокартон и заламинированы. Никакого специального оформления, просто яркие отпечатки странной жизни были развешаны по стенам. Этот способ - один из самых дешёвых и, пожалуй, самый надёжный. Фотография, в принципе, не требует особого обращения.
Нельзя не упомянуть рамки для самых маленьких фотографий - формата 10 на 15 см и меньше. В каждом городе можно купить сувенирные рамки в форме местного символа, например, Эйфелевой башни или Покровского собора. Есть рамки из нетрадиционных материалов: бересты, кокосовых орехов, соломки, муранского стекла. Свадебные рамки со стразами, строгие металлические для офиса, керамические рамки с барельефами из цветов, рамки из прозрачной пластмассы с подвижными фигурками внутри и даже рамки - мягкие игрушки для детской комнаты.
Здесь выбор широчайший, и чем меньше фотографии, тем более интересные рамки для этого размера можно найти. Такие рамки зачастую выглядят даже более интересными, чем фотографии, в них вставленные.
Полёт фантазии при обрамлении
В конце концов, изготовить раму для картины можно и самостоятельно. Это самый творческий и экономичный путь. В лавках «Всё для художника» продаются неокрашенные деревянные рамы практически любого размера, ширины багета и пропорций. Покрытые морилкой, с паспарту из картона от упаковки бытовой техники, они интересно смотрятся на деревянных стенах.
О вкусах не спорят
Однажды в арт-салоне я увидела раму, с которой позолота была грубо содрана ножом. Сквозь прорехи просвечивала древесная фактура. Рама напоминала больного проказой из рассказов Джека Лондона. Глядя на неё, я невольно подумала: «Неужели автор настолько обеднел, что подобрал раму на помойке?»
В то же время приходилось признать, что впечатление от изображённой на картине Венеции, с её традиционными мотивами увядания и декаданса, отчетливо усиливалось благодаря таким рамам.
Неожиданно я взглянула на картину издали и все поняла. Есть картины, на которые предполагается смотреть с 20 метров. Если повесить такую картину в узком коридоре, она не произведет на зрителя ожидаемого впечатления. В картинных галереях размещение произведения в торце длинного коридора само по себе служит сигналом: смотреть с большого расстояния. Так вот, издали я увидела, что блестящие разноцветные разводы на глади венецианского канала удивительно сочетались с белесыми пятнами рамы.